Мастер класс по рисованию фломастерами видео

Екатерина Цветкова
Родительское собрание в форме круглого стола с мастер-классом «Развитие творческих способностей детей 6–7 лет»

Родительское собрание

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» в подготовительной группе

Разработала:

Воспитатель Цветкова Е. Т.

Форма проведения: «круглый стол».

Цель: создать условия для расширения представлений у родителей о развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, любви и интереса к Родине, её истории и материальной культуре, а также, для мотивирования родителей к регулярному проведению с детьми занятий по изобразительной деятельности в домашних условиях.

Задачи работы с родителями:

повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития у детей творческих способностей через народные росписи и нетрадиционные техники рисования;

познакомить родителей с работой ДОО по развитию творческих способностей детей седьмого года жизни посредством развития умений декоративного рисования и через использование различных нетрадиционных техник рисования;

провести для родителей мастер-класс по использованию нетрадиционных техник рисования: «Монотипия пейзажная»; «Кляксография с трубочкой».

План проведения родительского собрания:

1) Вводная часть: проведение упражнений и игр с родителями для создания комфортной атмосферы, настраивающей на тему собрания.

2) Основная часть:

доклад воспитателя ознакомительного характера по теме собрания.

проведение мастер-класса (проводит воспитатель, он же – педагог по изобразительной деятельности).

3) Заключительная часть: подведение итогов собрания. Рефлексия. Дискуссия. Принятие решения собрания.

4) Предварительная работа.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители, рада встрече с Вами. Собрались мы по необычному поводу: поговорить о творческих способностях наших детей: что это такое, в чём проявляются, врождённые ли они и можно ли их развить, если можно развить – то какими методами это сделать лучше всего.

1. Вводная часть:

Сейчас мне бы хотелось предложить вам ненадолго вернуться в мир детства и представить, что вы опять дошколята.

Поиграем в игру «Я нарисовала, а вы угадайте!»:

Правила игры. Один из родителей на листочке рисует одушевленный или не одушевленный предмет. Никому не показывает. На другом листочке рисует один элемент, деталь и передает листочек следующему родителю. Он подрисовывает еще элемент и передает следующему. Так цепочкой подрисовывают и передают друг другу. Последний завершат рисунок и сравнивают с рисунком на первом листочке.

Продолжим собрание и поиграем еще в игру «Нарисуй пейзаж»:

Правила игры. На столах лежат различные материалы для рисования и лист бумаги. Родитель рисует один предмет и передает следующему. И так по порядку. Условия: нельзя повторять рисунок и рисовать использованным материалом. Подведение итога игры.

Упражнение "незаконченный рисунок"

Родителям предлагается лист с изображенными элементами росписей: кругами, кольцами, различными линиями, зигзагами. Задача - используя различные элементы, изобразить узор; повторяться нельзя. Упражнение выполняется под народную музыку.

В завершении хотелось бы напомнить одну китайскую пословицу: "Расскажи - и я забуду; покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".

2. Основная часть:

Доклад воспитателя:

Каждый родитель задумывается, каковы способности у его ребёнка. Кем будет ребёнок, когда вырастет? Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности.

Творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет в жизни, сделает ее интересной личностью и человеком способным преодолевать трудности, возникающие в его жизни. У каждого ребенка творчество проявляется по - разному. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция - все эти факты нужны в творчестве.

Творческие способности - комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• живость ума;

• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

• умение применять на практике, в жизни свои знания и опыт;

• свободное воображение;

• фантазия и интуиция, с помощью которых дети изобретают, открывают для себя что-то новое.

Творческие способности формируются от 5-7 лет. Очень важно не упустить это время. Задача родителей - не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить.

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

• окружающий мир;

развивающие игры и игрушки;

• рисование, лепка, аппликация;

• чтение;

• музыка.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве. Дети и творчество понятие не расторжимое. Любой ребенок по природе созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью. Лепка, аппликация, рисование, конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которых – развитие творческих способностей. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения.

В народном искусстве выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве приема традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву (Хохлома, Сувениры, Гордец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель, глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново).

Предметы народного творчества многообразно. Это могут быть игрушки из дерева, глины, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т. д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую детей и взрослых.

Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе творческой деятельности, дети развивают зрительное восприятие (наблюдение, воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Например: «нарисуем, как желтые и красные листья в воздухе кружатся»- Это творческое задание. Каждый ребенок рисует по-своему, передает свое умение, свое отношение к образу. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например: осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или разных видов круп и т. д. И это мы называем нетрадиционной техникой рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются не часто, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение этих техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным здесь является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведение народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Декоративно-прикладное искусство — одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества.

Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединение с тонким анализом, сравнением и обобщением нашло отражение в обобщенных стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека.

Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны. Народная фантазия многообразна, особенно она проявляется в различных орнаментах, которые составляются народными мастерами из растительных элементов и геометрических. Многие элементы просты и доступны для изображения детям дошкольного возраста.

Обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов класс к развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Мы – воспитатели, преподаватели ИЗО, ставим перед собой цель работы, которая заключается в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и техники декоративного рисования. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

Создать условия для:

обучения детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения; самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения; технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования; видеть и понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой деятельности.

развития детского творчества и творческого воображения путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;

воспитания в детях эстетического отношения к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образ.

Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:

Создать условия для:

развития чувства композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;

развития чувства цвета:

развития умения использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях

развития умения различать особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;

совершенствования технических навыков рисования красками и карандашами.

Дети с большим интересом применяют нетрадиционную технику рисования (тычок жесткой кистью, кляксография, ниткография, монотипия, торцевание, пальцеграфия, линотипия, набрызг, тампонирование, рисование по мятой бумаге, рисование пластилином, эстамп, граттаж, печатки, штампы, матрицы, клише, батик, восковые мелки и т. д.). Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, но, в то же время, они оказывают максимально благотворное действие на развитие ребёнка именно в сочетании с традиционным рисованием, поскольку сами по себе, рисовать не учат, а помогают формировать устойчивый интерес и любовь к изобразительной деятельности и хорошо развивают фантазию и образное мышление.

Мы планируем создавать с детьми работы по мотивам народных промыслов, изучать предметы декоративно-прикладного творчества, читать литературу о различных видах народных промыслов; показывать презентации по разновидностям декоративных росписей.

С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

А сейчас мы поучимся рисовать, используя нетрадиционные техники и различный материал.

Проводится мастер – класс

с использованием нетрадиционных техник рисования:

«Монотипия пейзажная»; «Кляксография с трубочкой».

Монотипия пейзажная (тема «Лесное озеро»)

• Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуем пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половину листа, предназначенную для отпечатка, протираем влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляем красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Кляксография с трубочкой (тема «Осенний лес»)

Материалы: бумага, краски, гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовывают.

Памятка родителям:

Краски и карандаши, восковые мелки, фломастеры, бумага, кисти, картинки с изображениями, трафареты, палитра, произведение декоративно-прикладного искусства – все должно находиться в специально отведенном месте, доступном ребенку.

Акварельные и гуашевые краски (ребенок чаще всего рисует ими) разбавляются водой. Поэтому вам понадобится прозрачная банка, а для безопасности лучше иметь стаканчик «непроливайка». По мере загрязнения воду меняйте.

Бумагу, на которой ребенок будет рисовать, лучше закрепить на листе толстого картона (фанеры, орголита). Краски могут находиться в баночках, тюбиках. После работы их плотно закрывают, чтобы не высыхали.

Если гуашевые или акварельные краски пересохли, их необходимо увлажнить. Краски должны легко набираться на влажную кисть.

Для рисования гуашевыми красками подойдет бумага средней плотности. Гуашью можно рисовать на обратной стороне обоев.

Для акварельных работ подберите бумагу не тонкую, но зернистую и шероховатую.

Ребенок освоит приемы работы с краской, смешивания цветов. Узнает, как рисовать контурные и силуэтные изображения. Терпение и труд помогут ребенку создать рисунки и картины, достойные его фантазии.

Мы рисуем восковыми мелками, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками. А чем краски отличаются? Как лучше их применять?

Ответить на эти вопросы вам помогут сами Краски, которые расскажут о себе и о своих свойствах:

Акварель

Я – прозрачная краска. Такая прозрачная, что сквозь меня видно бумагу. Наносят меня на бумагу тонким слоем. Если нужен посветлее цвет, то меня разбавляют водой. Если нужно исправить не получившиеся места, то красочный слой смывают водой.

Когда я высыхаю, светлота рисунка изменяется незначительно.

Гуашь

Я – непрозрачная краска. Если требуется высветление цвета, то добавляются белила.

Бумага сквозь меня не должна просвечивать. Если нужно исправить не получившееся место, то пишут поверх красочного слоя после высыхания. Когда я высыхаю, то рисунок значительно светлеет.

3. Заключительная часть

Подведение итогов родительского собрания

Обсуждение с родителями следующих вопросов:

Понятна ли вам необходимость рассмотрения темы "Развитие творческих способностей"?

Изменилось ли мнение кого - либо из родителей об актуальности данной темы?

Родителям дается домашнее задание: сделать вместе с ребенком (но не за него) рисунок на тему «Петербург прошлого» в одной из нетрадиционных техник рисования или рисунок с использованием элементов декоративного рисования на тему «Деревенские и городские забавы наших предков».

Принятие решения собрания:

Продолжать развивать творческие способности у детей в детском саду и дома;

Оформить для родителей картотеку игр на развитие творчества у детей 6-7 лет;

Предоставить наглядную информацию для родителей по образцам росписей (вариативным, поэтапным, неоконченным, образцам прямого следования) и схемам построения узоров.

4. Предварительная работа

Подготовка выставки детских рисунков с использованием нетрадиционных техник рисования и декоративного рисования;

Составление «Памятки для родителей» по использованию материалов для изобразительной деятельности (раздача родителям на собрании);

Подготовка мастер-класса по по использованию нетрадиционных техник рисования: «Монотипия пейзажная»; «Кляксография с трубочкой»;

Разработка индивидуальных пригласительных билетов на родительское собрание с акцентом на тему «Развитие творческих способностей

у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» (цветная печать с образцами детских рисунков);

Предварительная перестановка столов в один большой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексахин Н. Н. – Художественные промыслы России. – М., народное образование, 2005 – 176 с.

2. Гомонова А. А – Роль рисования в творческом развитии детей дошкольного возраста

3. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. – Приобщение детей к истокам русской народной культуры

5. Кожихина С. К. Путешествие в мир искусства. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192с.

6. Комарова Т. С. – Как научить ребенка рисовать

7. Комарова Т. С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание. – 2005, № 2.

8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-136с.

9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990-247с

10. Косминская В. Б. Развитие изобразительных способностей и творчества у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1977.

11. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. /Под редакцией Т. С. Комаровой. - М.: Российское педагогическое общество, 2000-156с

12. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. – Декоративное искусство детям. – М., Просвещение, 1976 – 143 с.

13. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ под редакцией Т. С. Комаровой и О. А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006-143с

14. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – Изд. Просвещение - 1965-215с.

15. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. - М:Скрипторий, 2003-128с.

16. Соломенникова О. А. Радость творчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-132с.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Рисунок на тему Осень карандашом поэтапно с фото - мастер Узор для носок сердечки

Снеговик своими руками: из бумаги, ваты, ниток, подручных Рисунки карандашом на Новый год 2018 легкие для срисовки Родительское собрание в форме круглого стола с мастер Рисование для самых маленьких Рисование для малышей Как поэтапно нарисовать бабочку Как нарисовать щенка?

Похожие новости